Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге
Божия Матерь в судьбе России занимает особое место. С глубокой древности на Руси Пресвятой Владычице и Приснодеве Марии посвящались храмы, а к иконам Божией Матери православные относились как к великим святыням, поэтому давали им собственные имена.
С чудесным влиянием икон Божией Матери связан исход многих решающих для судьбы России исторических событий. Одной из самых почитаемых стала Казанская икона Божией Матери, олицетворяющая собой глубину веры русского народа.
В конце июня 1579 года в Казани разразился пожар, уничтоживший большую часть города. Через две недели после пожара Богоматерь трижды являлась во сне девице Матроне Онучиной и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели Ее икону в земле на месте пепелища дома Онучиных. Словам девицы не поверили, тогда Богоматерь вновь трижды являлась девочке, пока в указанном месте в земле на глубине около метра не обнаружили икону.
Очевидцем чудесного обретения иконы был священник Никольской церкви города Казани Ермоген, ставший впоследствии Патриархом всея Руси. Он писал: «...чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели».
День обретения иконы, 8 июля (21 июля по новому стилю), с 1579 года стал ежегодно праздноваться в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородицкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. С нее было сделано несколько списков, через которые икона являла свою чудесную помощь русскому народу.
В Смутное время, ровно через тридцать три года после обретения Казанской иконы Божией Матери, в Россию вторглись интервенты. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в тюрьму Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось перед иконой Богоматери о победе. Эти молитвы предстательством Богородицы были услышаны. 22 октября 1612 года русские войска взяли Китай-город, а еще через два дня - Кремль. На 22 октября (4 ноября по новому стилю) установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен. Ныне храм на Красной площади в Москве воссоздан.
Для Санкт-Петербурга Казанская икона Божией Матери имеет особое значение. Известно почитание этой иконы Петром Великим, который в 1710 году распорядился перевезти из Москвы список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне, рядом с первым домом Петра I. Затем на месте Казанской часовни возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Императрица Анна Иоанновна повелела построить для святыни храм в центре столицы, на углу Невского проспекта и Мещанской (ныне - Казанской) улицы. Освящение храма состоялось 17 июня 1737 года.
Анна Иоанновна пожертвовала на украшение Казанской иконы Божией Матери золото и драгоценности, из которых ювелиры создали изумительный по красоте оклад. Церковь быстро стала главным храмом столицы, здесь на торжественных архиерейских богослужениях присутствовали высокопоставленные особы, совершались обряды венчания членов царской семьи.
В храме Рождества Богородицы будущая императрица Екатерина II приняла православие, венчалась с Петром III и 28 июля 1762 года, после дворцового переворота, принимала присягу гвардейских полков.
К концу XVIII века церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте обветшала. Император Павел I, вступив на престол в 1796 году, повелел воздвигнуть величественный храм для общенациональной святыни. Был объявлен конкурс проектов, в котором участвовали прославленные зодчие Чарлз Камерон, Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго. Конкурс не дал положительных результатов, и разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину.
14 декабря 1800 года проект был утвержден. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых, архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств, предлагавшего «возвести Казанский собор силами только русских мастеров и только из русских материалов как произведение до конца национальное».
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) был крепостным графа А. С. Строганова. Он родился на Урале, начал свое образование в Москве, получая уроки у знаменитых зодчих В. И. Баженова и М. Ф. Казакова.
В Петербурге граф Строганов дал своему воспитаннику прекрасное домашнее образование. Сопровождая молодого графа Павла Строганова, в 1784-1785 годах Воронихин много путешествовал по России и Европе, всюду изучая искусство и архитектуру. В 1786 году Воронихин получил вольную. Но тесные связи с графом Строгановым, который покровительствовал молодому зодчему, не были прерваны. Первые работы архитектора выполнялись по его заказам. В 1800 году Академия художеств по представлению президента присвоила Воронихину звание архитектора. С этого времени и до конца своей жизни Воронихин вел кипучую деятельность зодчего-строителя, совмещая ее с преподаванием по классу архитектуры в Академии художеств.
Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой первый камень был заложен императором Александром I, состоялась 27 августа 1801 года. Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек.
При строительстве собора от подошвы фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения. Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, который доставлялся из каменоломни у деревни Пудость, расположенной в восьми километрах от Гатчины. Всего было использовано двенадцать тысяч кубометров пудостского камня, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма.
В гранитных каменоломнях близ Выборга были изготовлены пятьдесят шесть монолитных блоков из красного гранита для колонн, предназначенных для установки внутри храма. Для облицовки цоколя и ступеней колоннады использован серый сердобольский гранит, для пола колоннады, подкупольных пилонов и барабана купола - красный «морской» гранит, для балюстрад - рижский известняк. Пол собора выложен из нескольких тысяч пластин олонецкого мрамора и шокшинского камня. Казанский собор явился вершиной творчества Воронихина, создавшего грандиозную симфонию в камне.
На Невский проспект обращен парадный северный фасад собора, к которому примыкает мощная дугообразная колоннада. Крылья колоннады замыкаются грандиозными порталами-проездами.
В собор ведут три входа: северный, западный и южный. Они украшены многоколонными портиками, увенчанными фронтонами. К каждому из портиков поднимаются парадные гранитные лестницы. Восточный фасад здания завершен закруглением - алтарной апсидой.
Фасады здания прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса. Сверху по всему периметру здания и над проездами проходит массивный аттик, увеличивающий высоту стен. Над окнами, по фризу колоннады и на стенах портиков, в аттиках проездов, а также на углах антаблементов размещены рельефные украшения; богато орнаментированы резьбой по камню карнизы здания и фронтоны портиков.
Главной вертикалью здания служит цилиндрический барабан, прорезанный шестнадцатью прямоугольными окнами и увенчанный легким серебристым куполом. Диаметр купола превышает семнадцать метров. При его сооружении Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию.
Длина собора, имеющего в плане форму вытянутого с запада на восток креста, - 72,5 метра, с севера на юг - 56,7 метра. Высота с куполом - 71,6 метра.
Здание Казанского собора представляет собой великолепный образец синтеза архитектуры и скульптуры. Это один из первых памятников русской архитектуры классицизма, в котором фасады обильно украшены сюжетными рельефами и статуями.
Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным, Ж.-Д. Рашеттом. Некоторые произведения и архитектурные детали - молодыми выпускниками Академии художеств: С. С. Пименовым, И. 3. Кащенковым, В. И. Демут-Малиновским.
К сожалению, замысел Воронихина был реализован не в полной мере. Зодчий предполагал установить в портиках восемь монументальных бронзовых статуй и четыре композиции «церковных трофеев». Для них он устроил по сторонам входов каждого портика по четыре ниши. По проекту, на парадной площади, прилегающей к Невскому проспекту, у проездов колоннады должны были быть воздвигнуты две колоссальные статуи архангелов. Из всех скульптур были отлиты из бронзы и установлены в 1811 году только четыре: крестителя Руси святого князя Владимира (С. С. Пименов), святого Андрея Первозванного (И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский), Иоанна Крестителя (И. П. Мартос), святого благоверного князя Александра Невского (С. С. Пименов).
Аттики над проездами украшают рельефные панно, созданные по библейским сюжетам выдающимися художниками И. П. Мартосом и И. П. Прокофьевым. Панно над восточным проездом - «Источение Моисеем воды в пустыне», над западным - «Медный змий в пустыне». На аттике полуциркульного алтарного выступа помещен барельеф скульптора Ж.-Д. Рашетта «Вход Иисуса Христа в Иерусалим».
Доминантой скульптурного убранства северного фасада Казанского собора являются бронзовые двери, обрамленные мраморным наличником. Они представляют собой приближенную копию восточных дверей флорентийского Баптистерия, исполненных в 1442 году по модели скульптора Лоренцо Гибберти. Двадцать один год работал мастер, создавая этот шедевр. По преданию, восхищенный искусством скульптора Микеланджело назвал двери Райскими. В Петербурге бронзовые двери, установленные в 1811 году, стали именоваться Флорентийскими вратами.
Главный западный фасад собора ориентирован на небольшую полукруглую площадь со стороны Казанской улицы, ограниченную полукруглой оградой с чугунной решеткой. Это великолепное произведение русского художественного литья напоминает о грандиозном неосуществленном замысле Воронихина. По генеральному плану Воронихина у южного фасада собора предполагалось воздвигнуть еще одну полукруглую колоннаду, подобную той, что обращена к Невскому проспекту. Крылья этих двух колоннад, по замыслу зодчего, с западной стороны соединялись прямой двухрядной колоннадой, торцы которой смыкались с концами огромной дуги - решетки на пилонах. Там, где решетка соединялась с колоннадой, предполагалось установить на высоких гранитных постаментах величественные фигуры апостолов Петра и Павла. Работы по сооружению ограды завершились в ноябре 1812 года. Но гениальный замысел Воронихина по формированию четырех площадей вокруг Казанского собора так и не был воплощен.
Торжественный и строгий интерьер храма первоначально включал разнообразное художественное убранство. Лепка сводов, парусов и купола не дошла до наших дней. Уже в 1814 году она стала осыпаться и в 1820 году была частично заменена декоративной росписью. Из всего скульптурного убранства внутренних помещений собора сохранились только два барельефа: «Шествие на Голгофу» (Ф. Ф. Щедрин) - над южным входом и «Взятие Христа воинами в Гефсиманском саду» (Ж.-Д. Рашетт) - над северным входом. У одного из подкупольных пилонов расположено роскошно декорированное царское место, выполненное из тивдийского мрамора по проекту А. Н. Воронихина.
В марте 1803 года Воронихин подготовил список всех произведений живописи для Казанского собора, определил их местоположение и размеры. Весь заказ был передан в Академию художеств. Образа для иконостаса создавали видные мастера классицизма живописцы В. Л. Боровиковский, С. А. Бессонов, А. И. Иванов, О. А. Кипренский, Г. И. Угрюмов, В. К. Шебуев и другие. От былого живописного великолепия сейчас мало что осталось в соборе.
Представить, каков был живописный декор Казанского собора, можно по грандиозной композиции на своде алтарной апсиды «Тайная вечеря», созданной художником С. А. Бессоновым. На парусах в подкупольном пространстве сохранились изображения евангелистов на золотом фоне.
15 сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора. Граф Строганов вручил Александру I ключи от храма. Тогда же Казанскую икону Божией Матери с крестным ходом обнесли вокруг собора и поместили в резном иконостасе.
В 1812 году для России наступает тяжелое испытание - Отечественная война. Главнокомандующий русской армией князь М. И. Кутузов, готовясь к отъезду на фронт, молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе перед Казанской иконой Божией Матери отслужили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». В этом же году М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах. Впоследствии оно было использовано для киота Казанской иконы Божией Матери и нового иконостаса.
Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова. Когда в 1813 году из прусского города Бунцлау, где скончался Кутузов, в Петербург прибыла колесница с гробом, встречавшие выпрягли шестерку лошадей и сами везли катафалк через весь город от Нарвских ворот к Казанскому собору. Гроб установили в соборе на пышном высоком катафалке, сооруженном по проекту Воронихина. Два дня петербуржцы прощались с прахом Кутузова. Его похоронили в склепе в северном приделе Казанского собора.
В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решеткой из темной бронзы с золочеными венками. Над могилой мемориальная доска из красного мрамора. Над доской - икона, которая была у гроба Кутузова перед его преданием земле. Над иконой - картина Ф. Я. Алексеева, изображающая крестный ход на Красной площади в 1612 году в честь освобождения Москвы от польских интервентов. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе.
В соборе были размещены многие трофеи войны с наполеоновской Францией: сто семь французских знамен и штандартов, ключи от восьми крепостей и семнадцати городов, взятых русскими войсками, а также жезл маршала Даву, захваченный в сражении. Знамена закреплялись в специальных кронштейнах, для ключей были изготовлены бронзовые золоченые доски с наименованиями городов. Большинство знамен и ключей в 1914 году было передано в московский Исторический музей. У могилы Кутузова в настоящее время хранится шесть трофейных знамен и двадцать ключей в шести связках.
Глубоко символично, что именно площадь перед Казанским собором была избрана местом для установки монументов М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. В 1818 году Александр I подписал рескрипт об установке памятников перед Казанским собором. 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, в день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из пределов России, после молебна под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам работы скульптора Б. И. Орловского. 29 декабря в честь этого события состоялся парад войск петербургского гарнизона. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте.
С 1811 года Казанский собор был самым большим православным храмом Петербурга и играл главенствующую роль в духовной жизни столицы. После освящения в 1858 году кафедрального Исаакиевского собора Казанский собор приобрел значение придворного храма царствующего Дома Романовых.
Все сколько-нибудь важные события в царской семье отмечались в Казанском соборе богослужениями. В Казанском соборе венчали всех членов царской семьи. Торжественно праздновались «царские дни». Особенно пышно было отмечено трехсотлетие Дома Романовых. С Петропавловской крепости гремел пушечный салют, звонили колокола, кругом собрались тысячи горожан.
22 октября (4 ноября) - день празднования Казанской иконы Божией матери - считался в столице нерабочим. Престольный праздник собирал огромное количество людей. Киот с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в ризе из чистого золота, на которой сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, выносили на площадь перед собором и устанавливали на особом помосте, где служили молебен.
Каждый год 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечалось особым благодарственным молебном.
С 1870 года в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
После Октябрьского переворота в 1917 году началось разорение Казанского собора. В сентябре 1918 года настоятель Ф. Н. Орнатский вместе с двумя своими сыновьями был арестован ЧК и расстрелян. Сегодня церковь чтит его память среди новомучеников российских.
В 1922 году по декрету ВЦИК были изъяты почти все предметы художественного убранства и церковной утвари из драгоценных металлов. С чудотворной Казанской иконы Богоматери была совлечена риза, уничтожен главный иконостас. Церковнослужители - репрессированы. 26 декабря 1931 года по решению Леноблисполкома Казанский собор был закрыт и передан в ведение Академии наук для размещения в нем Музея истории религии и атеизма.
В 1990 году была открыта новая страница истории храма, воздвигнутого в честь Заступницы Руси Пресвятой Богородицы. После Рождественского богослужения в Никольском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий вместе с епископом Ладожским Арсением прибыли в Казанский собор, где отслужили праздничный молебен и панихиду у могилы полководца М. И. Кутузова. 21 июля 1990 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, молебен в соборе отслужил протоиерей Павел Красноцветов. Первая Божественная литургия в Казанском соборе была совершена 4 ноября 1990 года в честь праздника Казанской иконы Божией Матери сыном протоиерея Павла, священником Григорием Красноцветовым.
В 1991 году после обращения правящего митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна в Ленсовет по вопросу о передаче Казанского собора в ведение епархии председатель Ленсовета А. А. Собчак издал постановление о совместном использовании здания Казанского собора Музеем истории религии и атеизма и Ленинградской епархией. Музей предоставлял для богослужений алтари южного и центрального приделов и подкупольное пространство в храме. Время служения было ограничено, собственно приходской жизни в соборе еще не было.
В ноябре 1990 года, перед Новым годом, в Казанском соборе были обнаружены мощи святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца. 11 января 1991 года святые мощи были переданы Святейшему Патриарху Алексию II в присутствии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и епископа Истринского Арсения, и в июле рака с мощами святого Серафима Саровского была помещена в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
28 февраля 1991 года в соборе были обретены мощи святителя Иосафа Белгородского, которые с великими почестями перенесены и сейчас находятся в Белгороде.
30 апреля 1994 года, в Великую субботу, был освящен Крест для собора и в этот же день водружен на куполе, а 4 ноября 1995 года была восстановлена звонница собора с малыми колоколами.
В 1995 году в Санкт-Петербург правящим архиереем был назначен митрополит Владимир, который высказал пожелание, чтобы Казанский собор стал кафедральным.
С 1 июля 1996 года митрополит Владимир назначил настоятелем Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова, по совместительству настоятеля Князь-Владимирского собора, председателем приходского совета - протодиакона Василия Маркова. Наладилась служба, было назначено пять священников. В то время собор представлял печальную картину: в северном и главном приделах не было иконостасов, в южном иконостас был частично восстановлен, но отсутствовали арка, царские и диаконские врата. Иконостас южного Рождество-Богородичного придела был составлен музейными работниками в 1963 году как экспозиция. Часть икон была взята из северного придела в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, часть - из икон придела Рождества Богородицы. Весь западный неф собора занимала музейная экспозиция.
Начинать возрождение собора надо было с организации ежедневных богослужений по церковному уставу. 21 июля 1996 года в Казанском соборе впервые за пять лет совершил богослужение митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ему сослужило городское и соборное духовенство. К 4 ноября, осеннему празднику Казанской иконы Божией Матери, в центральном приделе был поставлен временный иконостас в один ярус. Собор получил еще одно помещение, где устроили воскресную школу для детей и взрослых. Позже организовали школу церковной живописи для детей под руководством профессора Р. М. Гирвеля.
29 марта 1998 года, в четвертое воскресенье Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении соборного и городского духовенства освятил по полному чину весь собор. 8 апреля 1998 года для Казанского собора на Балтийском заводе был изготовлен колокол весом 1260 килограммов.
К концу 1998 года алтарь в приделе Рождества Богородицы был обустроен: установлены престол, жертвенник, повешены иконы, художником Р. М. Гирвелем написан запрестольный образ Божией Матери «Нерушимая стена». Устроены вновь царские и диаконские врата. По благословению владыки Владимира престол был освящен иерейским чином, и по будням службу стали совершать в южном приделе.
12 июля 1999 года, в празднование дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, архиепископа Арсения Истринского, епископа Константина Тихвинского, городского и соборного духовенства.
В 1999 году было подписано соглашение между министром культуры России В. С. Егоровым, губернатором В. А. Яковлевым и митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром об освобождении собора Музеем истории религии и атеизма в срок до 2001 года.
22 декабря 1999 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Казанский собор был возведен в кафедральное достоинство.
21 июля 2002 года, в престольный праздник Казанского собора, состоялось долгожданное событие: Казанская икона Божией Матери заняла свое историческое место в главном иконостасе собора.
В 2006 году был восстановлен разрушенный в 1924 году главный иконостас. Его колонны изготовлены из искусственной яшмы, копии икон написаны студентами Санкт-Петербургской академии художеств под руководством профессора А. К. Крылова. Техническими расчетами по восстановлению иконостаса руководил профессор Университета Железнодорожного транспорта, доктор технических наук А. Н. Лялинов. Реставрация собора проходит под руководством главного архитектора института «Спецпроектреставрация» М. И. Коляды. Инженер по надзору за строительством в соборе - Д. А. Попов.
Реставрация собора требует больших затрат. Наружные работы выполняются на государственные средства. Внутреннее убранство собора восстанавливается своими силами на доходы от хозяйственной деятельности и на пожертвования благотворителей. В штате собора имеются художники, скульпторы-лепщики, позолотчики, реставраторы.
Штат духовенства в соборе состоит из восьми священников и пяти диаконов: протоиерей настоятель собора, член Епархиального Совета Павел Красноцветов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, благочинный Тосненского округа протоиерей Николай Муравлев, протоиерей Сергий Кудряшов, протоиерей Георгий Калинкин, священник Михаил Шастин, священник Алексий Дорофеев, председатель Приходского Совета протодиакон Василий Марков, протодиакон Симеон Белецкий, диакон Игорь Марчук, диакон Максим Василюк, диакон Илья Трифонов. Секретарь прихода Казанского собора - Владимир Всеволодович Ридигер.
В соборе имеется прекрасный хор под руководством опытного регента Софьи Анатольевны Возной. При соборе также образованы воскресная школа для детей и взрослых, детский хор и детская художественная школа.
В 1918 году в крипте собора, под алтарем, тщанием святителя Вениамина Петроградского был устроен придел в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2005 году началось восстановление этого придела, а примыкающий зал оборудовали всем необходимым для совершения таинства крещения. По плану, там будет устроена и купель для взрослых.
Таким образом, за 18 лет со дня первого богослужения удалось сделать немало: восстановлен главный иконостас, восстанавливаются боковые иконостасы, обустроен западный вход, восстановлены памятные доски о закладке первого храма в честь Рождества Божией Матери императрицей Анной Иоанновной и закладные доски Казанского собора с именами императоров Павла I и Александра I и многое другое.
Сегодня кафедральный собор, освященный во имя Казанской иконы Божией Матери, живет полноценной приходской жизнью. Богослужения совершаются ежедневно: ранняя литургия в 7.00, поздняя литургия в 10.00 и всенощное бдение в 18.00. По праздникам (на Рождество и Пасху) особое расписание. В соборе совершаются все таинства: крещение, елеосвящение (соборование), покаяние (исповедь), причастие, браковенчание, рукоположение, а также требы: отпевания, панихиды и молебны. Казанская икона Божией Матери, ради которой возводился этот замечательный собор и которая хранила Санкт-Петербург на протяжении трех веков, подавая великое духовное утешение всем русским людям, заняла свое место в храме. В наши дни восстанавливается благоговейное отношение к собору, пробуждая в душах людей веру к Богу.
Источники:
1. Брошюра «Казанский кафедральный собор»
Дата публикации - 02.10.2010