
ПутешествияSsangYong
Kyron24 октября 2008
Петербургские каникулы
У России две столицы. Одна «купеческая», шумная, терпеливо переносящая все архитектурные капризы правителей. Вторая сдержанноаристократичная, веками сохраняющая свой «строгий стройный вид». Вдоволь насытившись одной, Юлия КЛИМЕНТОВА отправилась в другую...
Москва, как большая воронка — засосет, не вырвешься. Полтора часа выбираемся из города — пробки на МКАДе и на всех шоссе, хотя день недели — среда, и время к полудню. В конце концов, просочившись по Дмитровке и Рогачевке, выезжаем на Ленинградское шоссе в Клину. Каждый раз отправляемся по трассе между двумя столицами с надеждой, что наконец есть изменения к лучшему. Однако бесконечная вереница фур по традиции превращает поездку в аттракцион «обгон-торможение». А как дополнительный экстремальный зрительский «бонус» — парочка мощных гигантов, привалившихся набок на обочине. Самый узкий и разбитый участок пути, так называемая новгородская объездная, на этот раз все же вселяет оптимизм: ведутся дорожные работы по ее расширению.
Ближе к ночи добираемся до мотеля в Чудове (200 км до Питера), предусмотрительно забронированного заранее. Цены здесь приемлемые — стандартный двухместный номер обходится в 1600 руб. плюс стоянка 100. В номере все просто — никаких излишеств, но и все необходимое есть. Наутро нас ожидает вялотекущая пробка на московском шоссе в 10 км от города, сворачиваем в Колпино и в итоге медленно, но верно въезжаем в Петербург по древнему Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы.

В 200 км от Питера на трассе, у поворота на Чудов — одноименный мотель. Соотношение цен и комфорта хорошее
В 200 км от Питера на трассе, у поворота на Чудов — одноименный мотель. Соотношение цен и комфорта хорошее

Новгородская объездная все еще узкая и неровная. Но реконструкция когда-нибудь завершится...
Новгородская объездная все еще узкая и неровная. Но реконструкция когда-нибудь завершится...

Пушкин интересен не только своими дворцами и садами: в стенах сохранившейся древней крепости сейчас расположено Высшее военное училище радиоэлектроники
Пушкин интересен не только своими дворцами и садами: в стенах сохранившейся древней крепости сейчас расположено Высшее военное училище радиоэлектроники
В Петербурге в сезон (с мая по август) снять номер в центре города меньше чем за 100 евро вряд ли удастся. Мотель или гостиница в пригороде обходится дешевле — если, конечно, не останавливаться в шикарном особняке, где жили царственные особы. Например, в Шлиссельбурге в гостинице «Петровская» за 2200 руб. можно арендовать настоящие апартаменты. Добраться до знаменитых пригородов можно в объезд Петербурга — с юга, от Ладожского озера до Финского залива, мегаполис огибает т. н. бетонка. Местами дорога очень плохая, и достаточно быстро получается ехать только на внедорожнике, зато нет населенных пунктов, пробок и засад ДПС. С нее можно свернуть в Шлиссельбург, Павловск и Пушкин (через Московское шоссе), Гатчину и Петергоф.
Везде вода

Летом жизнь Северной столицы перемещается на водные пространства
Летом жизнь Северной столицы перемещается на водные пространства
По сравнению с Подмосковьем Ленинградская область приятно удивляет менее загруженными дорогами и обилием воды. Важно несет свои воды мощная Нева, бегут «барашки» по холодному своенравному Ладожскому озеру, плавно обтекают валуны лесные речушки с темной болотной водой, Финский залив сливается с молочно-белым небом... А нам вообще повезло на истинно питерскую погоду — с неба неспешно, но методично, сутки за сутками лил дождь. Вода сверху, вода снизу... Под ногами хлюпает, зато на душе — какой-то странный покой и отрешенность: может, все это и правда растает как мираж и «мшистые топкие» берега Невы вернутся к своему первоначальному дикому состоянию. Особенно на эти мысли настраивает город Шлиссельбург, который находится там, где полноводная Нева вытекает из самого большого озера в Европе — Ладожского.
Ключевой форпост

Шлиссельбург означает «город-ключ». Одержимый будущим величием России царь Петр рассматривал его как мощный плацдарм для завоевания земель вокруг Финского залива
Шлиссельбург означает «город-ключ». Одержимый будущим величием России царь Петр рассматривал его как мощный плацдарм для завоевания земель вокруг Финского залива
Шлиссельбург — ровесник Петербурга: у них и создатель один и тот же — одержимый будущим величием России царь Петр, да и стоят они оба на Неве — один в начале ее пути, другой — в конце. В переводе с немецкого Шлиссельбург означает «ключ-город» — Петр рассматривал его как плацдарм для завоевания земель вокруг Финского залива. Время здесь как будто остановилось — город в полудреме. Повсюду видны останки старинных фортификационных сооружений: заросшие пруды и каналы, обвалившиеся дамбы, плотины, мостики... Через Шлиссельбург проходят два канала, которые с юга огибают Ладожское озеро: Староладожский и Новоладожский. Староладожский канал — одна из грандиозных затей Петра, стройка века своего времени. Прокладывать его начали в 1719 году, чтобы речные суда могли обойти неспокойное Ладожское озеро.
Глядя на эти остатки былого величия, в очередной раз сознаешь, какой же бешеной энергией обладал Петр — он сам сделал первые чертежи канала. И современными методами PR царь владел вполне: лично наполнил землей первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины.
Каналы при деле

Часть крепостных стен Орешка отреставрирована, и по ним можно прогуляться
Часть крепостных стен Орешка отреставрирована, и по ним можно прогуляться
В XVIII — XIX веках в период навигации лошади тащили по каналу битком набитые грузом и людьми трешкоты — специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м. Ко второй половине XIX века Ладожский канал уже не вмещал всех желающих, и рядом прорыли еще один — Новоладожский. Конечно, давно уже нет того обилия судов, но по Новоладожскому каналу, отделенному от озера тонкой полоской земли, и сейчас медленно двигаются баржи, а небольшие яхты стоят у многочисленных причалов. В этом месте хочется медитировать... А средневековая крепость Орешек на Ореховом острове кажется отсюда то ли гигантским кораблем, то ли странным миражом...
Я жду тебя, лодочник!

Рыбацкая артель на окраине Шлиссельбурга в тихой заводи канала, огибающего с юга Ладожское озеро
Рыбацкая артель на окраине Шлиссельбурга в тихой заводи канала, огибающего с юга Ладожское озеро
Переправиться в Орешек, который был одной из целей путешествия, нам удалось неожиданно легко. Проехав по главной дороге через центр Шлиссельбурга и повернув за мостом налево, мы оказались на пустынной пристани. Единственным «персонажем» на ней был бронзовый Петр — он явно устремился куда-то в сторону озера.
Через какое-то время мы там заметили аборигена на моторной лодке — он-то и был тем самым лодочником, который перевозил немногочисленных туристов на остров. Делал он это не торопясь, с достоинством. Так что мы вполне прониклись атмосферой места, когда на обратном пути минут 40 ожидали его под ледяным ветром с Ладоги. Зато какой «брызг» сопровождал рассекание волн — четырехлетний пацан был в восторге.
На ветрах истории

В руины на территории Орешка органично вписаны инсталляции из искореженного металла в память о жестоких боях Великой Отечественной
В руины на территории Орешка органично вписаны инсталляции из искореженного металла в память о жестоких боях Великой Отечественной
Пожалуй, более героического и зловещего места в России, чем крепость Орешек, я не видела. Нас она встретила во всем своем мрачном великолепии: порывы ветра, свинцовое небо и несколько туристов, затерявшихся среди руин с надписями: «Осторожно! Возможен обвал». Даже местная гидесса, закутанная в платок, напоминала монашку. Ореховый остров в устье Невы, с которого можно контролировать весь регион, оценили еще новгородцы в XIV веке — внук Александра Невского построил здесь крепость (можно посмотреть на остатки стен той поры, откопанные археологами). В XVII веке ее на 90 лет захватили коварные шведы. Орешком ее назвал Петр I после того, как в 1702 году после двенадцатидневной осады отбил ее у северных соседей.
Мрачные тайны

Сохранившиеся пушки на постаментах — оружие, которым гарнизон крепости прикрывал знаменитую «Дорогу жизни»
Сохранившиеся пушки на постаментах — оружие, которым гарнизон крепости прикрывал знаменитую «Дорогу жизни»
Вскоре царь превратил крепость в государеву тюрьму — место уж больно подходящее, не сбежишь... Ее полуразрушенные стены таят много мрачных тайн. Тут томились в заточении сестра Петра царевна Марья Алексеевна, его первая жена Евдокия Лопухина, всемогущий когдато герцог Бирон, фаворит царицы Анны Иоанновны. А ее несчастный племянник Иоанн, виновный лишь в том, что тетушка завещала ему русский престол, вообще провел здесь в заточении всю свою недолгую жизнь. В крепости сидели декабристы, а позже разночинцы. В Орешке был повешен брат Ленина Александр Ульянов с товарищами после покушения на царя. Петропавловка в сравнении с мрачными казематами Орешка кажется просто курортом.
Еще раз свое название «Орешек» крепость подтвердила во время Второй мировой войны — в течение 500 дней немцы били по средневековым стенам из Шлиссельбурга прямой наводкой, но гарнизон выстоял — он прикрывал «Дорогу жизни», проходившую по льду Ладожского озера. Часть стен и казематы с тех пор лежат в руинах... Высокие стены с узкими бойницами, подъемный мост и ров, пушки, мощные металлические решетки казематов произвели на нашего ребенка неизгладимое впечатление.
Места боевой славы

Этот танк Т-34, защищавший Невский пятачок, неплохо сохранился и установлен здесь в виде памятника, как и многие его «собратья»
Этот танк Т-34, защищавший Невский пятачок, неплохо сохранился и установлен здесь в виде памятника, как и многие его «собратья»
Из Петербурга в Шлиссельбург можно попасть по Мурманскому шоссе: после Ладожского моста повернуть направо по указателю. А обратно можно вернуться мимо Кировска, вдоль Невы, по бывшему Шлиссельбургскому тракту. Виды открываются замечательные — мы даже полянку для пикника себе присмотрели. Как оказалось, как раз на «Невском пятачке» — узкой полоске земли вдоль Невы, превратившейся во время Великой Отечественной войны в могильник после нескольких попыток прорвать блокаду Ленинграда.
Места здесь вообще сплошь героические — по обочинам дороги то и дело попадаются танки и военная техника времен Второй мировой. А прямо за Ладожским мостом находится музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Вокруг неказистых на вид городов Кировска и Мги велись ожесточенные бои — в 41-м здесь сомкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда и здесь же в 1943 году его прорвали. В местных лесах немцы просидели два года — да, несладко им пришлось зимой в балтийских болотах... Как показала недолгая прогулка, в лесах осталось полно воронок от снарядов.
Водяные затеи Петра

Фотографирование у фонтанов Петродворца с «придворными» времен Петра I пользуется популярностью
Фотографирование у фонтанов Петродворца с «придворными» времен Петра I пользуется популярностью
Другой нашей вожделенной целью был Петергоф. Путешественник четырех лет от роду с тех пор, как услышал о фонтанах-шутихах, рвался туда с маниакальным упорством. Специально припасли для Петергофа хороший денек — без дождя. Ожидания ребенка полностью оправдались — промок насквозь, хоть выжимай. Зато сколько радости! Впрочем, даже взрослые дяди и тети веселятся здесь как дети, а ведь идея проста — вдруг из форсунок, спрятанных в неожиданных местах, начинают бить струи воды. Да и разгадка рядом — будочка «оператора» в кустах. Знаменитые петергофские фонтанышутихи «Зонтик» и «Дубок» — дань версальской моде на развлечения XVIII века. Когда-то придворные дамы здесь так же визжали, задирая пышные юбки.
Парадный Петергоф до сих пор самый светский питерский пригород, он представляет собой нечто противоположное сонному Шлиссельбургу. Жизнь бьет ключом, около центрального каскада всегда толпы туристов. Хотя, если затеряться в парке, который простирается вдоль Финского залива с восточной стороны от центрального каскада, можно долго бродить практически в уединении. Однако нам после «шутих» не до парков и дворцов — нужно срочно эвакуироваться и переодевать ребенка.

Фонтан-шутиха включается как бы внезапно, однако, как оказалось, им управляет с помощью педали флегматичный охранник
Фонтан-шутиха включается как бы внезапно, однако, как оказалось, им управляет с помощью педали флегматичный охранник
В Петербург возвращаемся по Санкт-Петербургскому шоссе. Слева от него около залива «прячутся» в бесконечных парках несколько шикарных дворцов. Свернув с трассы в сторону залива, выезжаем к усадьбе Знаменка, принадлежавшей царской семье. В Стрельне проезжаем мимо Константиновского дворца, превращенного недавно в Дворец конгрессов Российской Федерации. Когда-то Петр I хотел устроить именно здесь парк с фонтанами, используя речку Стрелку. Однако впоследствии обнаружилось, что болота за Петергофом лучше подходят для этой грандиозной затеи — они дают больше воды.
По рекам и каналам

Из водных прогулок в Санкт-Петербурге лучше всего выбрать часовую экскурсию по рекам и каналам
Из водных прогулок в Санкт-Петербурге лучше всего выбрать часовую экскурсию по рекам и каналам
Поездка в центр Петербурга заканчивается для нас опять водными развлечениями — отбиться от назойливого чада, которое требует немедленно погрузиться на кораблик, невозможно. Впрочем, мы только «за», ведь самые захватывающие виды города открываются именно с воды.
Летом жизнь северной Венеции перемещается на многочисленные речки и каналы. Хаотично носятся частные лодки и катера, бесконечной вереницей тянутся туристические теплоходы, рядом, прямо в мутном канале, кто-то ловит рыбу, сексапильные барышни загорают на частном катере, на многочисленных спусках потягивают пивко мужички и целуются парочки. А недавно местные власти додумались наконец использовать реки и каналы как транспортную артерию — пустить скоростное водное такси. В объезд всех пробок да с ветерком утром на работу — зависть разбирает. На следующий год обязательно прокатимся, если, конечно, на воде не появятся свои заторы.
Неспешно, с надеждой
Обратное путешествие из Петербурга в Москву проходит неторопливо и занимает около 10 часов. Мысль о том, что всегда можно поменять одну столицу на другую, наполняет душу тихой радостью. Тем более и трассу скоростную когда-нибудь сделают, тогда этот перегон покажется совершенно не в тягость.
SsangYong Kyron
На внедорожнике из одной столицы в другую — выбор автомобиля может показаться нелогичным. Но мы прекрасно знали, что нас ждут разбитый участок в районе Новгорода и далекие от идеала дороги Ленинградской области, и не пожалели, отправившись на Kyron. Он блестяще выдержал трудные участки: там, где легковые авто сбрасывали скорость и лавировали между ямами, мы ее практически не снижали, и подвеска отлично все глотала благодаря высокой энергоемкости. С комфортом не так хорошо: шасси SsangYong не разменивается на мелочевку и передает на кузов тряску от щербатого асфальта и незначительных выбоин, причем скорость на эту способность влияет мало, немного лучше становится только при увеличении нагрузки.
Мощности и тяговитости двухлитрового турбодизеля хватает практически всегда, за исключением высокоскоростных обгонов: рассчитывать маневр приходится тщательнее, чем при скорости 80—90 км/ч. Зато порадовала экономичность: на шоссе расход иногда доходил до смешных 8 л/100 км.
Загрузка ...