Галлерея : Старый Петербург, Дореволюционные фото Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург в объективе: череда запечатлений. Текст к каталогу выставки «
Старый Петербург»
Бархатова Елена Валентиновна
заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки
кандидат искусствоведения(выдержки)
В истории сохранилась точная дата первой фотографической съемки Санкт-Петербурга. Она состоялась вскоре после того, как в августе 1839 года в Париже были обнародованы подробности открытия, сделанного художником-декоратором Луи Жаком Манде Дагером. С помощью многолетних трудов другого исследователя - Жозефа Нисифора Ньепса - он сумел получить через объектив камеры и зафиксировать на укрепленной в ней посеребренной медной пластине, предварительно покрытой парами йода, «световой рисунок», который давал, как в зеркале, точное, документальное изображение реального мира.
В 1850-е годы видовой съемкой занимались также столичные фотографы-любители. Известен, например, запечатленный в декабре 1853 года «Зимний вид на набережной Невы» (Государственный Эрмитаж) знаменитого графа И.Г. Ностица, видовые кадры создавались и графом Н.В. Левашовым. Однако в отличие от профессионала Бианки, деятельность этих богатых любителей не носила коммерческого характера, они не тиражировали свои снимки. Этого нельзя сказать о видовых снимках иностранного мастера Gouy, которые наклеены на паспарту, где даны на русском и французском языках их названия. Эти большеформатные, репрезентативные и очень качественно отпечатанные на альбуминовой бумаге фотографии тиражировались и продавались в конце 1850-х - в 1860-е годы в магазине крупнейшего петербургского издателя А. Фельтена.
Гуи (издание А. Фельтена). Исаакиевский собор, 1850-60-еОднако в 1859 году ему составил серьезную конкуренцию по части фотопродукции новый специализированный магазин. Он открылся при фотографическом отделе Военно-Топографического депо, который был в 1856 году учрежден в Санкт-Петербурге. Фотоотдел, которым заведовал сначала выпускник Академии художеств И.А. Богдан, размещался на крыше Генерального штаба, на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, занимая два надстроенных этажа. Своей обширностью он превосходил все аналогичные заведения за границей, как с гордостью подчеркивалось в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Корреспондент газеты подробно описал это образцовое заведение: «Оно состоит из 13 мастерских и 2 больших павильонов, где работают разом в 5 камерах, снабженных особенными механизмами для самых точных движений. Из них особенно замечательна одна большая камера, в которой смогли бы спокойно улечься 2 человека. По размеру этой камеры можно судить о величине стекол, на которые снимаются изображения».
Несомненно, именно в таком передовом для своего времени фотоателье при Военно-Топографическом депо, где были собраны ведущие специалисты страны, могла быть изготовлена и знаменитая многочастная фотопанорама Петербурга (1861). Она была снята с расположенного по соседству здания Адмиралтейства и отличалась прекрасным техническим качеством съемки и позитивной печати, особой точностью в привязке к городскому ландшафту и передаче перспективных соотношений, что было характерно для работы военных топографов.
В том же 1859 году в Санкт-Петербурге на Невском проспекте в наиболее крупных и известных магазинах - А. Беггрова, С. Дюфура, Негри - можно было приобрести и четыре большеформатных альбома «Исаакиевский собор», «Дворец великой княгини Марии Николаевны», «Царское село» и «Арсенал». Они были изданы под общим названием «Trsors d'art de la Russie ancienne et moderne» и под высочайшим патронажем русского императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Для подготовки этих большеформатных увражей в Россию приехали два знаменитых француза: писатель Теофиль Готье - автор текста, и придворный фотограф А. Ришбур, который сделал документальные снимки для иллюстрирования. В своей рекламе издатели писали о том, что А. Ришбур славится умением фотографировать самые сложные, плохо освещенные объекты. Поэтому именно благодаря его труду, «с помощью светописи», они заставят «изумленную Европу уверовать - дагеротип ведь не лжет - и в патриаршие, и в царские сокровища», в существование «странной и удивительной церкви Василия Блаженного, которая кажется грезой».
Ришбур А. Исаакиевский собор. Портик и вид на Адмиралтейство. Лист из альбома «Trsors d'art de la Russie ancienne et moderne», 1859, гелиогравюраОсенью того же 1859 года в Петербурге случилось и еще одно важное событие - на годичную выставку в Императорскую Академию художеств едва ли не впервые в истории этого почтенного учреждения были допущены работы, исполненные не кистью или резцом, а фотоаппаратом. Совет Академии, проявив небывалую ранее широту взглядов, разрешил экспонировать среди картин и гравюр снимки своего выпускника Вильяма Каррика под названием «сельский быт». Этот мастер одним из первых в русской фотографии стал активно развивать в 1860-е годы бытовой жанр, запечатлевая петербургских разносчиков, уличных торговцев, персонажей городских низов, которые становились все более популярны как в литературе «натуральной школы», так и в отечественном изобразительном искусстве.


Каррик В.А. Конюх, 1860-е. Каррик В.А. Продавец воздушных шаров, 1860-е